пятница, 13 июля 2007 г.

Про ФСБ

Повествовательный рассказ без выводов и нравоучений про ФСБ.

Однажды, в начале лета 2006 года, мне позвонил весьма отдаленный знакомый:

— Меня спрашивали про опытного компьютерщика, что-то связанное с компьютерной безопасностью. Мне, кроме тебя, что-то и в голову никто не приходит. Если тебе интересно, могу дать твой телефон тому человеку.

С одной стороны я очень удивился: да я вроде компьютерщик до мозга костей, опытный или нет, это уж не мне судить. Но компьютерная безопасность — абсолютно не мой профиль. С другой стороны, в нашем маленьком провинциальном городе я не знаю никого, кто был бы исключительно специалистом по компьютерной безопасности. Да и сложно представить себе о чем идет речь, пока лично не пообщался. К тому же, я уже начал задумываться, что родная (на тот момент) контора платит мало и перспектив никаких. В случае чего и подработка лишней не будет, так что я согласился.

Дня через два позвонил, назовем его пока Джеймс Бонд, предложил встретится в кафешке. Так и сделали. Бонд оказался молодым человеком, не отталкивающей наружности. Далее так написали бы в шпионском романе: «Бонд выбрал столик с хорошим обзором всего кафе и входной двери. При этом любой входящий в зал, оказывался повернут в пол оборота, так что его можно было хорошо рассмотреть, оставаясь самому незамеченным. Бонд предложил мне сесть к стене, так что я фактически оказался заперт за столом, не имея возможности встать и уйти, пока он сам меня не выпустит». Заказали мы, к сожалению, не по бокалу любимого напитка киногероя — мартини, а по пиву и Бонд начал разговор:

— Ты наверное в детстве много читал?

Я ответил утвердительно.

— Наверное читал «Щит и меч»?

Я удивился, но чтобы не грешить против истины, опять ответил утвердительно. После аналогичного вопроса про «Семнадцать мгновений весны» начался пространный рассказ о том, что отечество в опасности, НАТО не дремлет, загнивающие буржуи окружают. Например, недавно поймали китайцев, фотографирующих расположение наших военных частей. Или с авиационного завода пытались продать какую-то документацию. Я решаю прервать этот поток сознания:

— А ты собственно кто?

Не говоря ни слова Бонд достает корочку удостоверения и предъявляет её мне. Разоблачается таким образом в лейтенанта ФСБ Антона Митина. Я начинаю себя чувствовать неуютно. Тем временем, пространный рассказ продолжается. Оказывается, с его слов, Митин — главный специалист ФСБ по информационной безопасности в городе. Все остальные уже в возрасте, он единственный кто соображает. Информационные преступления на каждом шагу, а его «служба и опасна и трудна», он не успевает в одиночку с ними справляться. Рисуется образ печального рыцаря, преданного делу короны. Снова мне приходится прервать его:

— Хорошо, а что ты хочешь от меня?

Извлекается листок со списком так называемых honeypot систем, палец тыкается в одну программу из списка и мне предлагается где-нибудь найти и взломать её. Я отвечаю:

— Это тянет на статью «получение незаконного доступа к программам или базам данных» и/или «незаконная модификацию программ или баз данных». До 2-х лет, если не ошибаюсь, в формулировках и сроках ты лучше разбираешься.

— Вот ты повернул! Мне такое даже и в голову бы не пришло, тем более что привлечь по этой статье нереально. Хорошо давай мы сами её найдем, тебе только взломать останется. Ты же, например, Windows взломанным пользуешься?

— У меня на рабочем и на домашнем компьютере нет ни Windows, ни одной другой краденной программы.

Митин-Бонд посмотрел на меня с недоверием, но ничего не возразил. Начал расспрашивать меня о моей работе. Когда разговор, коснулся Open Source глаза его вспыхнули и он произнес: «Да это же транснациональные организованные сообщества!». Кроме того хвалился, что поддерживает постоянную связь с начальником безопасности моей конторы, бывшим КГБистом, и уже «пробил» всё про меня. Потом произнес:

— У нас не хватает сведений об информационных преступления. Я же один на весь город. Мог бы ты, если где-то что-то краем уха услышишь, сообщать мне? Или вдруг в англоязычных рассылках чего промелькнёт. Например, вдруг кто-нибудь из участников работает в Боинге, а Боинг ведь на наш авиазавод моторы поставлять будет...

Тут я почувствовал себя гадко, по-настоящему гадко, как будто в говно случайно наступил. То что меня будут вербовать в качестве стукача, я никак не ожидал:

— Пока сохраняется хоть малейшая иллюзия свободы моего выбора, я этого делать не буду.

— Никто насильно тебя не заставляет. Просто подумай, какую пользу ты можешь принести своей Родине. И кроме того, если информация окажется ценной, она хорошо оплачивается.

— Нет. На этом я хотел бы завершить наш разговор.

— Пожалуйста.

На этом мы распрощались. Митин взял с меня обещание никому не распространяться об этом разговоре. Больше, слава богу, я его не видел, и надеюсь никогда не увижу.

3 комментария:

ffsdmad комментирует...

друх

ты правильно всё понил и правильно поступил, если не врёшь

у меня были ситуация хуже,мой бывший сосед по камере в общаге универа (сосед архитектор), предложил поломать один финансовый сайте, вернее не поломать, а пощупать. к счастью у меня не дошли руки и как потом выяснилось, этот мой сосед уже залетел под расследование и похоже не как свидетель, и теперь обязан сдавать чекистам знакомых и не только компьютерных "хакиров".

в общем и мне и ему не приятно, с тех пор больше не видимся

Vadim комментирует...

Да с тобой разговаривал типичный "клоун". "Разводила" от ФСБ. Один раз с таким свяжешься, фиг потом отвяжешься - прилипнет как .... У него мозгов своих не хватает, вот он и ищет, где бы занять на стороне. В этой конторе есть НОРМАЛЬНЫЕ люди, но они обычно очень заняты. А вот такие "презервативы" (как твой фсбшник) и создают мнение о ФСБ.
Самый простой способ - это пресекать общение на первой минуте, как только пойдет "гнилой базар". Типа, меня это не интересует и всем привет. Другой вопрос, если попадется СЕРЬЕЗНЫЙ дядька (где-то от майора и выше), тут уж борзеть не надо.

Кои VIII-ой комментирует...

Все правильно написали в коментариях, было 2 опыта:
- в армии - за теплой беседой о шахматах просили сообщать о настроениях в роте, были посланы, не возражали
- при работе в телекоме, суббота(!), звонок с сотового (98 год между прочим), предложили встретится с сержантом, встреча с "сержантом" была в неплохой иномарке рядом с подьездом, перед тем как спустится попросил жену позвонить подруге и не взначай расcказать куда я пошел, намекнули что неплохо было бы сотрудничать в связи с моими некоторыми проступками, сказал что подумаю. Подумал - сейчас живу на 1000 километров южнее - ну нафиг, действительно, как в дермо...
Спасибо за блог, интересно видеть человека, который не циклится на чем то одном.